для слабовидящих

Газета «Городские вести», 20 ноября 2014 года, № 126 (1096)

Влюбиться в джаз
В ноябре пройдет юбилей известного волгоградского джазмена Анатолия Воронова

Осень 2014 года – особенное время в жизни известного волгоградского джазмена, саксофониста, художественного руководителя оркестра «Комбо-джаз-бенд» МУК «Волгоградконцерт», заслуженного работника культуры России – Анатолия Николаевича Воронова. В октябре конкурсная комиссия за его джазовые концерты присудила Воронову Государственную премию Волгоградской области в номинации «Музыкальное искусство». В ноябре Анатолий Николаевич отмечает свой юбилей, и в честь его круглой даты, 25 ноября на сцене Волгоградского музыкального театра пройдет концерт – «За кадром оркестра», организованный МУК «Волгоградконцерт».

Подобное чествование – более чем заслуженное: лауреат Всесоюзных и Всероссийских джазовых фестивалей, в 1994 году Воронов стал «Человеком года» конкурса «Провинциальная муза», награжден знаком Волгограда «За верность Отечеству», автор книги «Из истории джаза». Впрочем, сама его жизнь достойна отдельной книги: в 70-80-е годы он руководил студенческим ВИА «Аллегро» Волгоградского мединститута, далее – занимал руководящий пост Объединения музыкальных ансамблей отдела культуры Волгоградского горисполкома, в 90-е до 2005 года был начальником управления культуры администрации Волгограда... Воронов является создателем и бессменным худруком джазового оркестра «Комбо-джаз-бенд» и сейчас он полностью посвятил себя музыке. Любимому джазу.

Творческая биография Анатолия Воронова столь насыщена и многогранна, что ее не вместить в объем одной статьи, но сделаем акцент на его становлении, как музыканта. Это всегда интересно узнать – как и с чего все начиналось.

Спасибо бабушке

Анатолий Николаевич Воронов родился не в столицах, не в крупном городе, где действовали бы музыкальные школы, консерватории, концертные площадки. Нет, его детство прошло в небольшом городе Красный Холм Калининской области, которая нынче является Тверской. Но если уж человеку на роду написано стать музыкантом – он им будет.

– Моя большая семья было музыкальной, но это были не профессиональные исполнители, а истинные любители музыки и интеллигенция, у которых воспитание в крови, - рассказывает Анатолий Николаевич. – Дедушка был священнослужителем и хорошо пел, бабушка Прасковья, которая была центром нашей семьи, обладала приятным голосом и аккомпанировала себе на гитаре, а мой дядя Леня отменно играл на аккордеоне, и когда начинала звучать мелодия, то я просто терял дар речи от восторга.

О музыке никто не думал – не до того было: конец 40-х-начало 50-х годов было временем восстановления после разрушительной войны. Но окончательно забыть о музыке не позволила бабушка Прасковья. Она, как мудрая женщина, и, обратила внимание, как ее внук слушает музыку, не стала посмеиваться над ним, а поняв, особым чутьем, что у маленького Толи дар, подарила ему, когда тому исполнилось 10 лет настоящий музыкальный инструмент. Для небогатого послевоенного времени подобный подарок был неслыханной роскошью.

– Это был 1954 год, обычное село и к нам даже приходили домой, чтобы посмотреть на мою гитару, - вспоминает Анатолий Воронов. – Потом меня попросили, чтобы я принес музыкальный инструмент в школу. Оказалось, что кто-то из педагогов умел играть на гитаре и по моей просьбе дали несколько уроков и мне.

Мальчишкой он много слушал пластинок с записями Шульженко, Эдит Пиаф и других советских и зарубежных звезд. Как-то, взяв на прокат, гармошку с регистром, стал на слух подбирать услышанные мелодии, а местный баянист ему помогал.

Принят без сольфеджио

Когда 7 классов было за плечами, мудрая мама сказала своему сыну: «Тебе надо учиться на то, что нравится». Анатолию нравилась музыка и в 1959 году он отправился покорять музыкально-педагогическое училище в городе Ростове Ярославской области. И покорил, что удивительно, если учесть, что он не учился в музыкальной школе.

– Думаю, я тогда от страха и волнения так наяривал на гармошке, что своей эмоциональностью и непосредственностью произвел приятное впечатление на приемную комиссию, и она своим решением зачислить меня в училище, решила мне дать шанс, - продолжает свой рассказ Анатолий Николаевич. – Проблемы начались позже вступительных экзаменов. 1 сентября, когда на первом же уроке, на сольфеджио, в аудиторию зашел преподаватель и сказал: «Сейчас будем сольфеджировать». Все стали петь по нотам и только я один крутил головой, пытаясь понять – где же тут «соль»? Педагог заметил мое недоумение, и тут какая-то «добрая» девочка прояснила ситуацию: «А он нот не знает». Оскорбленный, я так усиленно стал заниматься сольфеджио, что на втором курсе стал первым в этом предмете.

Очарование «Серенады Солнечной долины»

В училище у молодого Анатолия Воронова выработался и особенный музыкальный вкус – ему нравилась синкопическая музыка, эстрада, джаз – правда, последнее в 50-е годы вслух не принято было произносить. Джаз считался буржуазным и вредным для советских граждан, музыкальным направлением.

Анатолий решил организовать со своими сокурсниками музыкальный коллектив:

– Помню на третьем курсе, когда мне было 16-17 лет, я подбил своих сокурсников, и мы организовали первый эстрадный квинтет. Благо, что мы были профессионалами, любили музыку и умели неплохо играть.

Студенческий квинтет состоял из барабана – ударной установки, конечно же, не было, и тогда пришел на помощь настоящий пионерский барабан. Тарелку где-то нашли, а подставку под барабан ребята сварили сами. Далее в квинтет вошли аккордеон, балалаечный контрабас, кларнет и гитара. Новоиспеченные участники квинтета выучили много популярных песен – например, «Мишка, Мишка, где твоя улыбка», композиции из кинофильма «Серенады Солнечной долины», пьес американских авторов и стали играть на танцах: в местных ДК, на танцплощадках, ездили по колхозам. Они со своим интересным репертуаром и качественным исполнением пришлись ко двору и их часто стали приглашать.

– Мы отыграем танцы, получим рубля по три, а по тем временам за эти деньги можно было несколько дней питаться в студенческой столовой, - вспоминает Анатолий Николаевич. – Для нас, кто жил без пап и мам – это было большим подспорьем.

За карьерой не гнался

После училища была служба в армии, работа в чувашском городе Канаш - преподавателем музыкального отделения педагогического училища и руководителем эстрадного оркестра Дворца культуры вагоноремонтного завода. Потом учеба на музыкальном факультете в Саратовском педагогическом институте, поступление предложения о переезде в Волгоград, где стал преподавать теоретические дисциплины музыкального отделения Волгоградского педагогического училища №1. Потом в 1973 году, студенческий профком Волгоградского государственного медицинского института пригласил Анатолия Воронова руководителем самодеятельного музыкального студенческого ВИА «Аллегро». Подобное предложение было определенного рода признанием, потому как студенческая самодеятельность в 70-80-е годы была на высоком уровне. Стоит только заметить, что прежде ВИА «Аллегро» занимался Владимир Мигуля, ставший потом одним из самых ярких и популярных композиторов и исполнителей советской эпохи.

Анатолий Николаевич Воронов много лет занимал и руководящие должности в сфере культуры города-героя Волгограда, и по его признанию, подобная работа отнимала столько сил и времени, что о саксофоне пришлось забыть. Сейчас он снова в музыке, и редко какое мероприятие, организованное МУК «Волгоградконцертом», проходит без участия «Комбо-джаз-бенд» под управлением Анатолия Воронова.

– Я никогда не гонялся за карьерой, – говорит Анатолий Николаевич. – Не мечтал о руководящих креслах, высоких должностях и власти, поэтому в каждом предложении я, прежде всего, смотрел не на карьерный рост, а на то – связано ли это с музыкой? дает ли возможность творчески реализоваться самому и другим? Для меня творчество всегда являлось первоосновой.

Наталья Журбина

Видеосюжеты

Представляем

«Волгоградконцерт»
представляет


«Синий троллейбус - Песенная страна»

Подробнее...



Заказ билетов

50-50-09

Летнее настроение

Мы в соцсетях

Концерт
в виртуальном
режиме

Электронный Волгоград

Мы в ВТПП


Партнёры

Муниципальное учреждение культуры «ВОЛГОГРАДКОНЦЕРТ» | Дизайн - Алексей СОКОЛОВ